Татьяна Клевцова "Штаб 24": об ответственности безответственных в ЖКХ

Татьяна Клевцова - эксперт группы компаний "Штаб 24", юрист Фонда жилищного просвещения "Ассоциация ТСЖ г. Нижнего Новгорода" рассказала: почему и в каком размере должна быть уменьшена квартплата в случае предоставление некачественных услуг

В июле 2015 года был принят Федеральный закон 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В законе предусмотрено, что в случае нарушения исполнителем коммунальных услуг требований к их качеству он должен будет уплатить "штраф в пользу потребителей". При этом условие об обязательном перерасчете или даже полном освобождении оплаты за некачественную услугу не отменяется.

Недобросовестный поставщик, таким образом, "наказывается" рублем в двойном размере.

Прежде чем перейти к вопросу о размере штрафа, необходимо ответить на вопрос: «А какие коммунальные услуги признаются некачественными?»

Постановлением Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлены определенные требования к коммунальным услугам, такие как: допустимая продолжительность отключения, давление, температура и многое другое.

Горячая вода.

Чаще всего в отношении качества горячего водоснабжения возникают проблемы по поводу несоответствия температуры горячей воды установленным требованиям. Так, согласно п. 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг (со ссылкой на СанПиН 2.1.4.2496-09) температура в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. При этом допускается отклонение в ночное время не более чем на 5 °C, в дневное время — не более чем на 3 °C.

Тепловая энергия

Не меньшее число споров вызывают поставки тепловой энергии для отопления. Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению названы в п. 15 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В общем случае температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах — не ниже +20 °C). В дневное время отклонения не допускаются.

Холодное водоснабжение

Бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.

Водоотведение

Бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно (в том числе при аварии).

Кроме того, не маловажную роль играет процесс фиксирования подачи коммунальных услуг ненадлежащего качества.

1. Нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Именно с этого момента услуга считается некачественной.
2. В течение 2 часов Исполнитель услуги обязан проверить качество услуги и составить акт. В случае если необходимы дополнительные исследования, в акте указываются сроки их завершения. Именно акт подтверждает право потребителя на перерасчет.

Что делать, если аварийно-диспетчерская служба не отреагировала на жалобу или потребитель просто не дозвонился?!

В этом случае акт можно составить без коммунальщиков, но обязательно в присутствии не менее двух потребителей и председателя совета многоквартирного дома. После чего данный акт направляется в Государственную Жилищную Инспекцию для принятия мер.

Важно, что потребитель услуг может в любой момент привлечь к рассмотрению своей жалобы органы государственного жилищного надзора.

Орган ГЖН по жалобе потребителя проводит выездную проверку (без согласования с прокуратурой). Если факт нарушения установлен, исполнитель услуги получит предписание, которое обязан исполнить.

Если предписание было выдано, но не исполнено в срок, нарушителю грозит крупный штраф (часть 24 ст. 19.5 КоАП).

Напомню, что при наличии двух невыполненных предписаний в одном доме ГЖИ обращается в суд с иском об исключении дома, в котором обнаружены нарушения, из реестра лицензии данной организации. Если площадь таких домов превысит 15% в общем объеме жилья, управляемого организацией-нарушителем, она вообще лишается лицензии.

И наконец, сколько же заплатит недобросовестный исполнитель за предоставление услуг ненадлежащего качества?!

Если коммунальная услуга предоставлялась с перерывами, превышающими "разрешенную" продолжительность, или если коммунальная организация ликвидировала аварийную ситуацию дольше установленных сроков, исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 30% от стоимости услуги за время перерыва ее предоставления, превышающего установленную продолжительность.

Такой же принцип используется и при наказании поставщика за низкое качество услуг: штраф 30% от стоимости услуги за все время, пока исполнитель не обеспечивал надлежащее качество.