Тревожная социология

Социологи назвали тенденции в российском обществе, которые будут негативно влиять на потребительское поведение

Данные исследований TNS Russia показывают, что число жителей нашей страны будет неуклонно сокращаться, а cредний возраст жителей - увеличиваться. Все это негативно отразится на потребительской активности.

Демография тянет вниз

В 2001 году численность населения Российской Федерации составляла 146 миллионов человек. Все следующее десятилетие оно сокращалось, и страна потеряла в общей сложности 3 миллиона человек. Постоянный приток мигрантов позволял удерживать уровень в 143 миллиона, пока в 2014-2015 гг. число жителей России вновь взлетело до 146 млн. Случилось это после воссоединения России и Крыма.

По прогнозу Росстата, мигранты и Крым стабилизируют число жителей РФ до уровне 146-147 млн. человек до 2020 года, после чего население нашей страны вновь пойдет на убыль. К 2030 году аналитики прогнозируют сокращение числа жителей России до 143 млн. человек. Причина такой тенденции кроется в том, что объем притока мигрантов более не сможет компенсировать убыль населения из-за смертности.

На одного работника семь пенсионеров

В 2005 году число трудоспособных граждан в нашей стране составляло 90,1 млн. человек, при этом число сограждан пенсионного возраста было на уровне 29,4 млн., а число людей, не достигших совершеннолетия - 24,3 млн. человек. Спустя десять лет трудоспособных граждан стало на 4,5 миллионов меньше, стариков - на 5,5 миллионов больше.

Эта тенденция продолжится и к 2030 году число трудоспособных граждан снизится до 73,9 млн. человек, пожилых - вырастет до 42 млн., несовершеннолетних - до 26,6 млн. Для прогноза использовался порог трудоспособности для мужчин 18-60 лет, для женщин - 18-55 лет.

Образованных становится все меньше

Число россиян с высшим образованием неуклонно сокращается, опережая по динамике сокращение числа вузов. С 2005 по 2009-й год число студентов вузов и количество собственно высших учебных заведений постоянно увеличивалось. К учебному 2008/2009 году число студентов превысило 7,5 млн. человек, а число российских вузов достигло 1134.

После этого и вплоть до конца 2015 года наблюдалось резкое снижение как числа россиян, получающих высшее образование, так и числа заведений, где оно предоставляется. По состоянию на конец прошлого года число студентов упало до 5,2 млн. человек, а вузов - до 950. В процентном соотношении число студентов сократилось примерно на 30%, а вузов - менее чем на 8%.

Поведение рубля убило потребительский настрой

Благосостояние и потребительское поведение россиянина прямым образом связано с падением курса национальной валюты: чем ниже цена на рубль и выше на доллар и евро, тем экономнее ведут себя наши сограждане, стараясь не позволять себе любых лишних трат. Согласно данным TNS Marketing Index (Россия, 16+), за пять последних лет россияне перешли от состояния определенной "вседозволенности" к жесткой экономии.

В 2010 году большинство россиян (более 60%) отвечало исследователям, что не утруждает себя поиском более дешевых товаров, предпочитая покупать все в ближайшем магазине. 56% респондентов говорили об удовлетворенности своим уровнем жизни. Теперь об экономии на продуктах и вообще говорят 56% наших сограждан.

Сколько заработал столько и проел

По большому счету, российский потребитель так и не оправился от кризиса 2008/2009 года, и это хорошо видно по динамике расходов на продукты питания и коммунальные услуги в структуре доходов среднестатистического россиянина. Как отмечается в отчете TNS Marketing Index, в 2008 году 35% россиян тратили на еду и коммуналку от 25 до 50% семейного дохода, 25% - от 50 до 75% дохода, и примерно 13% тратили более 75% дохода. Менее 25% на эти статьи расходов тратили лишь 15% наших сограждан.

Если сравнивать с показателями 2015 года, то число наиболее обеспеченных россиян не изменилось, зато выросла категория тратящих на коммуналку и еду от 25 до 50% дохода - до 43-44%, от 50 до 75% - до почти 30%.

Иными словами, на самые базовые потребности у наших сограждан уходит более чем значительная часть расходов, не оставляя средств на крупные покупки, путешествия или развлечения.