Траблшутинг в сфере ТБО и ТКО
Как хозяевам мусорных полигонов и собственникам заводов по утилизации ТБО и ТКО избегать конфликтов с населением? Этот вопрос мучает едва ли не каждого, кто занимается бизнесом в сфере обращения с отходами.
Несколько шагов от руководителя «Траблшутер-офис «ШТАБ 24» Максима Сучкова.
ШАГ ПЕРВЫЙ. Разведка «не боем».
Как обычно происходит выбор территории под полигон или иной объект по работе с ТБО и ТКО? На карте выбирается участок, соответствующий критериям, а затем в муниципалитет посылается «решальщик», в задачу которого входит оформить участок и договориться с местными властями. Так как едва ли не все земли промышленности заняты или стоят дорого, то чаще всего выбираются земли сельхозназначения, скупаются паи, формируется пятно под застройку, начинается комплекс мероприятий по переводу земли. Все вопросы решены, пора строить! Так полагает собственник!
Однако вдруг, откуда ни возьмись, возникают так называемые «эко-активисты» и начинается местный Шиес. Все обычно происходит, когда подкрадывается момент публичных слушаний по внесению изменений в генплан муниципалитета и активизируются все те, кому затем жить по соседству с объектом. Местная власть обычно делает вид, что помогает, но редко когда выступает реальным союзником. Чаще даже наоборот – власть сама подливает масла в протестный огонь, так как она не однородна, каждый чиновник обычно сам себе на уме.
Мероприятия по дезавуированию негативных проявлений, выявление местных активистов и разъяснительную работу необходимо проводить ДО ТОГО, как потрачены деньги на земельный участок, ну или хотя бы параллельно. «РАЗВЕДКА БОЕМ», когда на носу публичные слушания, а на дорогах уже стоят протестующие с плакатами «Умрем за родной край» - в корне неправильный подход. Практика показывает: чем раньше начинается разъяснительная работа с местным активом – тем выше шансы на успех.
ШАГ ВТОРОЙ. Население союзник, а не враг.
Если внутренний менеджмент приезжая из полей говорит, что кругом враги и договориться невозможно – скорее всего это означает, что переговорам не было уделено столько времени. сколько было необходимо (а необходимо очень и очень много), а у самих переговорщиков не хватило терпения, стойкости и профессионализма. Да, активисты, экологи, депутаты и прочие общественники народ тяжелый и, если уж они решили вынести мозг «мусорным манагерам» с данной задачей справятся на отлично. Для многих активистов мусорное противостояние единственный луч света в скучном жизненном укладе. И с таким контингентом бороться сложно. Для неподготовленного менеджмента – это настоящий ад.
Победить в конфликте с населением, пожелавшим пойти до самого конца, не нарушая норм закона, морали и этики – практически невозможно. Но побеждать население и не надо. Необходимо то, что на языке траблшутинга называется «переформатированием». Нужно изменить сам формат и путем изнурительной, едва ли не ежедневной разъяснительной работы сделать из врагов сначала нейтральных экспертов, а затем союзников. Многие скажут - невозможно, но тот, кто пробовал, терпел и делал на практике уверен в обратном. Для подобных трансформаций существует неплохой инструмент – общественный совет.
ШАГ ТРЕТИЙ. Реальный, а не виртуальный общественный совет
Когда глава государства вместе со своими единомышленниками запустили мусорную реформу и объявили о начале национального проекта «Экология», то где-то в глубинах подзаконных актов прописали опцию, согласно которой при объектах, работающих с ТБО и ТКО рекомендуется создать общественные советы.
Мало кто из сферы бизнеса воспользовался данным инструментом, ведь общепринятое клише – общественный совет – это лишняя головная боль. Тот, кто подошел к данному вопросу неформально и начал конструировать общественный совет еще на стадии формирования земельного участка – не прогадал.
Общественный совет вокруг объекта все равно сформируется - хотите вы того или нет! Но беда, если без вашего участия. Да его формирование и дальнейшее управление – дело муторное. С людьми, входящими в совет, приходится нянчиться, постоянно встречаться, выслушивать, вести конструктивный диалог, оказывать посильную помощь. Но практика показывает, если режим терпимости друг к другу (объект ТБО, ТКО – общественный совет) действует в течение года, это дает практически гарантированный положительный результат, причем результат устойчивый.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Кадры решают все.
Четвертый шаг вряд ли нуждается в дополнительной расшифровке. От исполнительского таланта, от умения работать с людьми, от профессионализма и хладнокровия зависит 90% успеха. Кадры решают все!
Если нет подходящих людей – пишите, звоните в «Траблшутер-офис ШТАБ 24».
Лучше заранее, а не в самый разгар общественного протеста. В послужном списке уже несколько успешно реализованных проектов. Поможем, спасем, выручим, в процессе научим! Идеальный траблшутинг в сфере ТБО и ТКО заключается как раз в том, чтобы не допустить ситуацию, когда необходим траблшутинг.