Траблы фастфуда
Фастфуд, как явление рыночное, появился в России в середине девяностых годов двадцатого века. Все шло хорошо, рынок постоянно рос, однако… сначала пандемия коронавируса и связанные с этим ограничения, а затем «Украинский фактор» и бегство многих международных игроков. Чего ждать от рынка фастфуда дальше?
Из истории российского фастфуда
Российский фастфуд существовал еще до революции. На улицах продавали пирожки, кулебяки, баранки, калачи, бублики и конечно же знаменитые конфеты-петушки из вареного сахара. В Советском союзе тоже присутствовал фастфуд: пельменные, шашлычные, чебуречные, блинные, пирожковые, бутербродные. В этих заведениях предлагали довольно вкусную, дешевую еду. В Москве до «перестройки» функционировало более шести тысяч закусочных.
Рыночный фастфуд
История рыночного фастфуда началась в 1988-ом, когда новые российские власти приняли решение строить новую систему общепита за счет частников, а не государства. Знаковым стало появление в стране сети быстрого питания McDonalds. Открытие первого ресторана состоялось 31 января 1990 года в Москве на Арбате. В тот день ресторан принял тридцать тысяч посетителей. Следом в Санкт-Петербург пришёл фастфуд финской компании Polar.
В девяностые годы двадцатого века на российский рынок пришли рестораны Sbarro, Ростикс, Baskin Robbins. В конце десятилетия свою деятельность на рынке России начали крупные отечественные игроки фастфуда: «Крошка-картошка» и «Теремок». Их основная бизнес-модель - франчайзинг. В 2004-ом пришло еще одно заграничное подкрепление - компания Subway.
Траблы фастфуда
В 2020 году статистика фастфудов пошла резко вниз. Ограничительные меры из-за пандемии коронавируса обвалили объема рынка российского фастфуда на 16% (1,81 миллиардов заказов). В 2021 году по сравнению с предыдущим годом рынок подрос на 23% (2,22 миллиарда заказов).
Из-за «Украинского фактора» в начале марта 2022-го выручка упала до 70%. Но и в этих условиях есть рекордсмены – сеть Burger King показала значительный рост. В Burger King зафиксированы кратные темпы роста выручки и трафика по сравнению с аналогичным периодом в 2021 года. Это в первую очередь связано с приостановкой деятельности главного конкурента McDonalds. О приостановке деятельности в России объявили так же в Starbucks и Yum Brands, которым принадлежат бренды KFC и Pizza Hut.
Свято место пусто не бывает
О своем желании занять опустевшую нишу тут же объявили российские сети Токио-City и Bahroma. Они планируют инвестировать в запуск новых точек до 300 миллионов рублей.
Роспатент уже принял к рассмотрению заявку на товарный знак «Дядя Ваня» вместо ушедшей с российского рынка сети фастфуда McDonalds. Заявка поступила от ООО «Русское Поле-Логистик». Однако российскому заменителю McDonalds придется поработать с логотипом – слишком похож на ушедшего «американца».
Многие эксперты считают, что в сложившейся ситуации никакой трагедии нет. Если подсчитать количество заведений McDonalds и Starbucks и поделить на общее количество точек быстрого питания, то получится всего 1%. В России достаточно другого фастфуда. Закрывшиеся фастфуды находились в хороших локациях с высокой проходимостью, а «свято место пусто не бывает». Вместо них откроются другие.
Проблемы могут возникнуть из-за того, что 60% всей кухонной техники фастфуда поставляется из-за границы. Фастфудное импортозамещение конечно же придет, но не сразу. Из-за этого точно не избежать удорожания конечной продукции.
Ну а прогноз «Штаб24» следующий:
Никуда они не уйдут, так как деньги всегда берут свое. Через год-два McDonalds и его импортные собратья придумают повод, чтобы вернуться в Россию. Продолжат радовать глаз красивыми гамбургерами и тихо вредить российским желудкам.