Куда мчится рынок такси?
Связанные с ковидными ограничениями таксистские траблы, кажется, исчезли, но предвидятся новые, еще более серьезные.
Аналитический центр при правительстве России сообщил, что рынок легального такси в стране взлетел на рекордно высокий уровень в 820 миллиардов рублей. Годом ранее показатель составлял всего 644 миллиарда. Вместе с тем слегка подрос и теневой рынок. На нелегалов, на так называемых «бомбил» приходится 12% рынка услуг такси.
Кто лидер рынка?
Лидирующая пятерка самых успешных такси выглядит следующим образом.
1 место: 66% - Яндекс - такси
2 место: 8,3% - Ситимобил - такси
3-4 место: 7% - Такси Максим
3-4 место: 7% – Такси Везет
5 место: 6,6% - Такси Gett
Самый быстрый рост за последние пару лет продемонстрировал сервис Яндекс – такси, который дал и максимальный прирост на легальном рынке труда. Благодаря в основном Яндексу количество легальных рабочих мест в такси составило - 575 тысяч человек. Количество автомобилей - 406 тысяч штук.
А что с заработком?
Сильная конкуренция внесла изменения в средний заработок водителя такси. В городах миллионниках заработок увеличился, в малых городах наоборот упал.
Два года назад в городах миллионниках водитель в среднем получал 77 тысяч рублей. Сейчас около 83 тысяч рублей.
В городах с населением менее 100 тысяч человек: вместо 36 тысяч двумя годами ранее заработок снизился до 15 тысяч рублей.
Сколько зарабатывают агрегаторы и их владельцы доподлинно неизвестно.
Такси-прогноз!
Минтранс подготовил закон, согласно которому будут внесены изменения в правовое регулирование отрасли такси-услуг.
Семь основных изменений:
1. Вводится так называемый «минимальный тариф» на перевозку пассажиров и багажа.
2. Ограничивается количество легковых такси для каждого региона.
3. В автомобиль необходимо будет установить устройство контроля за вниманием и усталостью водителя.
4. Агрегаторам вменяется ответственность в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира.
5. Агрегатор будет обязан открывать представительства в регионах своего присутствия.
6. Агрегатор обязан заключить договор с самозанятыми.
7. Необходимо будет предоставить автоматизированный удаленный доступ ФСБ к информационным системам агрегаторов.
Главные отраслевые траблы!
Подготовленный Минтрансом законопроект безусловно приведет к удорожанию услуг такси.
Многие свободолюбивые граждане предпочитающие держать в тайне свою личную информацию и вовсе откажутся от услуг официальных такси из-за пункта об автоматизированном удаленном доступе спецслужб к информации об их перемещениях.
Но рынок есть рынок и все пустующие ниши всегда занимаются, причем довольно быстро. После изменений от Минтранса стоит ожидать роста нелегального рынка такси-услуг, массового выхода на дороги так называемых «бомбил».
Что касается официальных перевозчиков, то их в ближайшее время ждут траблы связанные с обновлением автопарка из-за подорожания автомобилей и запчастей.
Траблы наблюдаются уже сейчас. Повышаются ставки по лизинговым платежам, а стоимость полисов ОСАГО увеличилась в среднем на 30%.
Все эти факторы сильно влияют на экономику и в совокупности могут привести к новому переделу рынка с креном в сторону теневого сектора. Станет больше «бомбил», только уже более организованных «бомбил», со своими агрегаторами и сервисами.