ШТАБ 24: HR меняется
HR меняется, но куда? В какую сторону поворачивает кадровая река? Многие HR-специалисты сетуют: в последнее время кадровая река словно пересохла, приходится барахтаться на мелководье или даже в болоте.
«ШТАБ 24» размышляет над темой вместе с участниками дискуссии, состоявшейся на площадке VK. Название дискуссии: «Продуктовый подход» в HR»
Для тех, кто не в курсе – «продуктовый» - это когда бизнес сфокусирован на создании цепочек продуктов максимально удовлетворяющих потребностям клиента (Формула: клиент всегда прав).
Клиент всегда прав?
HR-специалисты постоянно находятся в поиске. Не только сотрудников, но и методов их подбора и обучения. Пытаясь уйти от стандартных решений, практически каждый кадровик сваливается в яму-догму под названием: «Клиент всегда прав».
Говорит один из участников дискуссии:
«В современных реалиях решение требуется находить быстро и самый правильный способ их находить - постоянно собирать обратную связь, понимать, что нужно клиенту, понимать, кто твой клиент, ловить изменения, подстраивать HR-продукт под требования среды и клиента».
Произнося подобные фразы, коллеги, в общем и целом правы. Но не на 100%, и не применительно к себе самим – представителям HR-кластера.
Повинуясь логике «клиент всегда прав» HR-специалист сам попадает в зависимость от клиента – своего нанимателя, работодателя, бенефициара, собственника, того, кто принял его на работу. Кадровики часто превращаются и инструмент удовлетворения прихотей своих хозяев, вместо того чтобы объективно и честно служить рынку.
Говорит представитель «ШТАБ 24»:
«Применять к себе точно такие же правила и требования, как и к другим – задача сверхсложная. Данный психологический феномен практически невозможно контролировать. Следовать логике рынка, а не логике бенефициара – на такое способны лишь единицы из сообщества HR и они на вес золота»
.
Клиент может быть и неправ!
Отличную HR-фабулу несколько заковыристо, но точно выразил один из участников дискуссии:
«С одной стороны, необходимо давать много свободы бизнес-юнитам в HR-политике. С другой стороны, нужно систематизировать подходы и управлять организацией в едином русле. Иначе невозможно применять и масштабировать лучшие практики на другие бизнес-юниты. Совмещать гибкость и системный подход к управлению организацией очень сложно».
Главный кадровый заказчик сейчас - это государственные структуры, крупные компании и госкорпорации, что откладывает сильный отпечаток на весь рынок HR.
Вот что говорит еще один участник беседы - кадровый специалист компании «ЛУКОЙЛ»:
«Система по кадровым процессам и персоналу у нас работает больше десяти лет. В компании действует единый кадровый учет. На этой базе разрабатываются различные инструменты, например, система управления результативностью труда и эффективностью персонала. Система, с одной стороны, фиксирует достижения работников и выявляет зоны развития, с другой стороны, позволяет структурировать адресное обучение».
В высказывании отражен типичный запрос типичного заказчика HR-услуг. «Совместить несовместимое», - главная мечта любого нанимателя HR-специалиста. ЛУКОЙЛ не исключение.
Клиент всегда неправ!
Мнение «ШТАБ 24»: Какими бы гибкими ни казались «продуктовые продукты HR» к некоторым современным видам деятельности они просто неприменимы.
Например, к тем разновидностям бизнеса, которые находятся на стыке сразу нескольких компетенций: социальной инженерии, маркетинга, лоббизма, юриспруденции и т.д.
Лучших HR нигде не готовят, их выковывает сама жизнь, личный опыт, причем опыт в профессиях, которые напрямую с деятельностью в области HR никак не связаны.
Основная масса HR-специалистов продолжает верить в ошибочное заклинание «клиент всегда прав». В итоге, они находят для своих клиентов-нанимателей их собственные отражения, а не тех, кто нужен для победы в постоянно меняющейся конкурентной борьбе.
Завершающая и отлично резюмирующая фраза от одного из участников дискуссии:
«Эффективный HR вышел за границы того, чем занимался раньше. Диплома психолога или кадровика недостаточно. Необходимо чтобы HR-специалисты были более разносторонне развиты, владели смежными дисциплинами, понимали, как работает экономика, разбирались в проблемах налогового законодательства и во многом другом... Недостаточно верно служить клиенту, необходимо верно служить конкурентному рынку!»