Траблы шоу-бизнеса

Звезды шоу-бизнеса, их промоутеры, представители так называемых «сопутствующих ремесел» составляют немалую часть клиентов «Штаб24». В последнее время обращений все больше. Рассказать о конкретных (порой фееричных и драматичных кейсах) не представляется возможным ввиду конфиденциальности, однако обозначить общие тренды можно и даже нужно.
ИТАК, индустрия развлечений переживает тревожные времена. Кратко об основных траблах, трендах и надеждах…
Уход «спонсорской тяги»
Пиком для российского шоу-бизнеса и пиком концертной деятельности вообще стал 2019 год. В тот год к нам пожаловало сразу несколько зарубежных знаменитостей: Die Antwoord, Bring Me The Horizon, Thirty Seconds to Mars и многие другие. Вечный «прощальный тур Пугачевой» и прочие «российские звездопады» тоже были на месте и добросовестно ковали прибыль всем сопричастным. Аналитиков шоу-бизнеса буквально разрывало от оптимизма.
Однако случилась пандемия. В 2020-ом и 2021-ом все замерло, а потом в 2022-ом и вовсе «схлопнулось». И дело было не в том, что из-за СВО перестали приезжать иностранные звезды, а в том, что из российского сегмента шоу-бизнеса ушли зарубежные инвесторы и спонсоры, которые на тот момент довольно серьезно вкладывались в российскую развлекательную отрасль. Специалисты называют данное явление – уходом «спонсорской тяги». В дополнение к этому из страны уехали топовые промоутеры и лайнапы российских шоу как-то разом оскудели.
Проблемы «подключения»
Как рассказал один известный продюсер: «Мы сами допустили промах, мы слишком лихо «подключили» наш рынок к мировой системе гастрольных маршрутов международных звезд, доверились, построили слишком цивилизованные отношения, но в один день все рухнуло. В духе дешевых американских вестернов нам сказали: «Бизнес – ничего личного!» Пришлось срочно перенаправлять ресурсы на сферу альтернативных развлечений».
«В итоге оказалось, что наши шоу-творцы способны в кратчайшие сроки придумать целые новые отрасли – например, русские мюзиклы. Бродвейских «Кошек» и «Призраков оперы» достаточно быстро заменили «Москва слезам не верит», «Mamma Mia», «Ничего не бойся я с тобой» и другие русские мюзиклы. Есть даже успешные заграничные проекты, в которых правда, понимая разницу аудиторий приходится немного переформатировать «с русского на французский», но в целом неплохо получается. Публика на Западе соскучилась и хорошо нас встречает!» - отметил осведомленный источник.
Особенности «смены локаций»
Еще одним выходом для шоу-бизнеса стала «смена локаций». Например, крупнейший российский фестиваль Park Live теперь переехал в Казахстан. Напомним, что последний Park Live состоялся в 2019 году, в Москве. В 2020-ом и 2021-ом годах фестиваль, на который обещали приехать Placebo, Killers и The Offspring, отменился из-за пандемии, а в 2022-м вмешалась «геополитическая ситуация». Теперь этим безусловно качественным музыкальным продуктом наслаждается Казахстан.
Все – на форумы!
Попытка изоляции со стороны коллективного запада привела к тому, что в России стало проводиться больше выставок, форумов, спортивных соревнований. Многие из них международного уровня, самых необычных форматов и разновидностей. В разы увеличилось количество мероприятий, связанных с технологической сферой и деятельностью госкорпораций. В форумной деятельности вспыхнули новые отраслевые звезды, такие, например, как компания Centrum Moscow.
Аналитики уверены, что данный формат будет только развиваться.
Конкуренция «виртуалов»
У ведущих промоутеров сферы шоу-бизнеса появились неожиданные конкуренты. На фоне кризиса некогда крупнейших участников отрасли освободившуюся нишу стали занимать «виртуалы» - электронные площадки, такие, например, как МТС-музыка, ВК-музыка и другие. Данные площадки еще до начала пандемии и СВО сделали ставку не на иностранных звезд, а на российских артистов. Резиденты Comedy Club теперь тоже «отплясывают» под их дудку, имея долгосрочные эксклюзивные контракты. Данное направление так же будет набирать обороты.
Нестареющий формат - корпоратив
Итак, в поисках новых прибыльных форматов шоу-бизнес трансформируется. Однако форматов не так уж много – это, в первую очередь мюзиклы, выставки, форумы и технические шоу. Выручает и такой ситуации нестареющий формат – корпоратив. Особенно популярными стали корпоративы за бюджетный счет. Формат вечный и весьма прибыльный…