Слушая классическую музыку нельзя стать плохим человеком

Отрывки из интервью пианиста Дениса Мацуева журналу «Гарвард Бизнес Ревю»

- Если меня просят сыграть какое-то произведение, с которым у меня еще не завязался «творческий роман», не появилось «химии», я не могу выйти с ним на сцену: это не имеет смысла. Если пожелание публики и мое внутреннее ощущение от музыки совпадают, с радостью включаю произведение в свой репертуар. Я также стараюсь исполнять произведения, которые в принципе звучат редко, — например, Второй и Третий концерты Чайковского, Четвертый концерт Рахманинова. Огромное количество гениальной классической музыки не звучит со сцены, не популярно. Я стараюсь исправить эту несправедливость.

Я из тех музыкантов, кто старается не играть одни и те же произведения постоянно. В моем репертуаре 45 концертов с оркестром и 24 сольные программы, поэтому мне удается так составлять свой график, чтобы избегать многократных повторов. Тем не менее иногда на гастролях с оркестром они случаются. В таких случаях задача музыканта — сделать так, чтобы не притуплялась острота восприятия и чувств.

Если каждый день выступления проходят в новой стране, новом городе, новом зале с новыми слушателями, нужно особое внимание уделить собственному настрою. Особенность гениальной музыки в том, что она сама ведет музыканта в исполнении. Она многослойна и многозначна, в нее заключено невероятное количество идей и намеков, сюжетных и смысловых линий, измерений. Ее глубина позволяет бесконечно находить новое, даже если играешь одно произведение много дней подряд. Поэтому нужно просто довериться музыке, подчиниться ей и поймать сиюминутное озарение, ради которого только и стоит выходить на сцену.

Иногда я выхожу на сцену сразу после длительного перелета или даю несколько концертов в день. Ритуалов особых нет. Мне достаточно посмотреть в зал через приоткрытую дверь, чтобы настроиться, ощутить энергетику слушателей. Она моментально меня заряжает, и я прихожу в нужную форму.

Силы черпаю в концертах. Успешные — мощнейшая энергетическая подпитка. Когда не все получается, происходит такой же по мощи отлив сил. Поэтому большое количество концертов — это здорово и опасно одновременно. Для меня сцена — место, где я чувствую себя потрясающе, она вдохновляет, отвлекает от бессмысленной суеты и рутины, дает возможность погрузиться в гениальный мир музыки. А лучший отдых — приехать домой в Иркутск, натопить баню и после нее окунуться в Байкал.

Когда начинаешь размышлять о популярности, ее плюсах и минусах, это начало конца для музыканта. Когда меня узнают, я всегда очень благодарно отвечаю, где бы это ни происходило: на концертах, на улице. Но нужно понимать, что успех внешний на успех внутренний не влияет в принципе. Если я могу воспользоваться узнаваемостью, чтобы помочь кому-то, я это делаю. Это, наверное, единственный случай, когда популярность полезна.

Нужно думать о музыке, которую играешь. И много выступать. При современных технологиях выдающееся явление не может остаться незамеченным, благодаря интернету заявить о себе гораздо легче, чем, скажем, 20 лет назад. А дальше все зависит от личных особенностей: способности учить репертуар, физической и эмоциональной формы, возможности выдерживать гастрольный график, умения общаться с залом — и удачи.

У музыканта путь сложный, тернистый, непредсказуемый. Эта профессия требует полной отдачи: если желания жить музыкой каждую секунду своего существования нет, то лучше и не начинать. Это очень непростая жизнь, но в то же время очень счастливая.

Мое самое глубокое убеждение: у таланта нет национальности. Безусловно, у многих знаменитых оркестров, будь то оркестр Берлинской филармонии, Нью-Йоркский филармонический, оркестр Филармонии Санкт-Петербурга, оркестр Мариинского театра, своя история, свой стиль, традиции, которые я чту. Важна не национальность, а люди. Для меня огромная честь работать с выдающимися музыкантами и дирижерами, это всегда подарок судьбы, мастер-класс в профессии, общении, стимул к развитию.

На концерты приходят разные люди, что в мировых столицах, что в маленьких провинциальных российских городах. Каждый раз это уникальная публика. Каждый раз все по-новому. Единственное отличие, которое бросается в глаза, — в наших залах, в Китае и в Южной Корее больше молодых лиц, чем в Европе или Америке. Меня эта тенденция очень радует, она показывает, что будущее у России есть.

Публика — мой главный критик, мне важно знать ее мнение, понимать, получилось ли донести ту идею, что я вкладывал в свое исполнение, до каждого человека в зале. Я своих слушателей обожаю, мне очень нравится общаться с ними в социальных сетях, например.

Концерты классической музыки — не развлечение и не отдых в привычном смысле. Это серьезная работа, которая в итоге приносит колоссальное интеллектуальное удовольствие. Но не всем удается сразу дойти до этой стадии — получать удовольствие от умственной и эмоциональной работы. Нужна «наслушанность», опыт восприятия подобной музыки, понимание контекста. Поэтому важно сделать так, чтобы тот, кто пришел на свой первый концерт классической музыки, захотел прийти на второй, третий и так далее. Все, что от меня зависит, я делаю уже много лет: ввожу в репертуар новые незнакомые широкой публике произведения, общаюсь со слушателями, пытаюсь рассказать о том, что классика здорово помогает в жизни, лечит, вдохновляет, успокаивает, делает человека лучше, добрее, мудрее.

Все мои фестивали, работа в фонде «Новые имена», участие в конкурсе юных талантов «Синяя птица», совместные выступления с юными музыкантами — это воспитание слушателей. Когда молодые играют классику для молодых, дети — для детей, физически ощущаешь, как у них происходит обмен энергией и идеями во время концерта. Я не устаю повторять: у нас выдающееся юное музыкальное поколение. За ними будущее, они с новой публикой уже говорят на одном языке.

Дети, которые ходят в музыкальную школу, даже если не выберут карьеру музыканта, — это потенциальные слушатели классической музыки. Я абсолютно убежден, что ребенок обязательно наравне с цифрой и буквой должен изучать ноту. Это развивает ассоциативное и образное мышление, расширяет кругозор и прививает художественный вкус. Если умеешь слушать классическую музыку, плохим человеком не станешь точно.

.

Полное интервью Анны Натитник в журнале "Гарвард Бизнес Ревю"