Соцсети и медиа 2018 - что с доверием?

Все уже привыкли, что соцсети с каждым годом укрепляют свои позиции в качестве источников новостей. Однако к лету 2018 года стал заметен перелом. Доверие к новостям в соцсетях стало падать

Прежде всего это касается Facebook. Пользователи перестают рассматривать Facebook как новостную площадку. Это связано с изменениями в алгоритме Facebook и огромным количеством фейковых новостей, проходящих через эту сеть.

Пользователи, уставшие от недостоверных новостей и бесконечных дискуссий в Facebook, уходят на другие более надежные площадки. Все больше обсуждений идет в мессенджеры, которые придают уверенности в том, что ты общаешься с реальными людьми. Особенно популярны мессенджеры в странах с так называемыми авторитарными режимами.

По данным Edelman Trust Barometer, снижается доверие ко многим институциям, в том числе к медиа. Уровень доверия к новостям «вообще» составляет 44%, к новостям в поиске 34%, к новостям в соцсетях 23%. Самый высокий уровень доверия к новостям отмечен в Финляндии и Португалии (62%), самый низкий в Южной Корее (25%).

Каким новостным брендам доверяют люди? Возьмем самый крупный и знакомый многим рынок медиа-брендов - США. Там на первом месте региональные вещатели (6,5%). Далее идут медиа-гиганты: Wall Street Journal (6,06%), ABC News (5,84%), CBS News (5,84%), NPR News (5,82%), Washington Post (5,78%).

Прямой доступ к источнику новостей выбирают 32% респондентов, тогда как подавляющее большинство (65%) предпочитают «боковую дверь». Они потребляют новости через поисковики, соцсети, рассылку, мобильные уведомления и агрегаторы.

Привычки отличаются в зависимости от страны. Так, в Финляндии (65%) и Норвегии (62%) пользователи предпочитают напрямую заходить на сайт или в приложение. Соцсети предпочитают в Чили (43%), Болгарии (42%), Малайзии (40%). В Южной Корее большая часть (47%) пользователей выбирает поиск, на втором месте (30%) новостные агрегаторы.

54% респондентов обеспокоены достоверностью информации. Больше всего тема фейков волнует жителей Бразилии (85%), Испании (69%), США (64%). Меньше всего в Германии (37%) и Нидерландах (30%).

Больше всех бесплатный контент без рекламы любят греки. В Греции самый высокий уровень использования блокировщиков рекламы (42%) и самая низкая доля платящих за онлайн-медиа (6%).

Лучше всего дела с пейволлом обстоят в Скандинавии, где мало издателей, а аудитория трепетно относится к подписке. Например, в Норвегии за онлайн-новости платят 30% пользователей, в Швеции — 26%, в Финляндии — 18%. Речь идет о подписке, покупке членства, донатах и оплате отдельных статей.

Продажа рекламы остается основным источником доходов для многих медиакомпаний. Однако отношение к данной модели подорвано несколькими факторами: слабой отдачей, фродом и растущим беспокойством пользователей из-за угроз их приватности.

После паузы в 2017 году популярность блокировщиков рекламы снова начала расти. В целом их используют 27% пользователей (10% пользователей смартфонов, 14% пользователей планшетов, 31% пользователей ПК). Наименьший процент наблюдается в Корее (13%), наибольший, как было сказано выше, — в Греции.
,

Елена Коркина по данным исследований Edelman Trust Barometer и Reuters Institute